Визуальное моделирование в среде IBM Rational Rose 2003

Добавление и редактирование атрибутов классов


Из всех графических элементов среды IBM Rational Rose 2003 класс обладает максимальным набором свойств, главными из которых являются его атрибуты и операции. Поскольку именно диаграмма классов используется в среде IBM Rational Rose 2003 для генерации программного кода, в данной лекции будут подробно рассмотрены соответствующие свойства атрибутов и операций.

Добавить атрибут к созданному ранее классу можно одним из следующих способов:

  • С помощью операции контекстного меню New Attribute (Новый атрибут) для класса, выделенного на диаграмме классов. В этом случае активизируется курсор ввода текста в области графического изображения класса на диаграмме.
  • С помощью операции контекстного меню: New
    Attribute
    (Новый
    Атрибут) для класса, выделенного в браузере проекта. В этом случае активизируется курсор ввода текста в области иерархического представления класса в браузере проекта под именем соответствующего класса.
  • С помощью операции контекстного меню Insert (Вставить), вызванного при позиционировании курсора в области открытой вкладки атрибутов в диалоговом окне свойств Class Specification соответствующего класса.

После добавления атрибута к классу по умолчанию ему присваивается имя name и некоторый квантор видимости (рис. 5.1).


Рис. 5.1.  Диалоговое окно спецификации свойств класса после добавления нового атрибута

Для рассматриваемой модели банкомата имя добавленного атрибута следует изменить на идентификатор карточки. Напомним, что имена атрибутов и операций классов должны начинаться со строчной буквы. Видимость атрибутов на диаграмме классов изображается в форме специальных пиктограмм или украшений. Используемые пиктограммы видимости изображаются перед именем соответствующего атрибута и имеют следующий смысл (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Пиктограммы видимости атрибутов классов

Графическое изображениеТекстовый аналогНазначение пиктограммы

PublicОбщедоступный или открытый. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «+»

ProtectedЗащищенный. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «#»

PrivateЗакрытый. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «-»

ImplementationРеализация. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «?»
<
Для редактирования свойств атрибутов предназначено специальное диалоговое окно спецификации атрибута Class Attribute Specification, которое открывается двойным щелчком мыши на строке выбранного атрибута в окне спецификации свойств класса. В окне свойств отдельного атрибута класса можно задать тип данных атрибута и его начальное значение, а также назначить атрибуту стереотип из раскрывающегося списка или изменить его квантор видимости.

Для атрибута идентификатор карточки в качестве типа его допустимых значений из вложенного списка Type следует выбрать тип Integer (целочисленный), а для задания квантора видимости следует выбрать в группе Export Control (Управление экспортом) квантор Public. Поскольку начальное значение для данного атрибута не определено, соответствующее поле ввода следует оставить пустым. В секцию документации данного атрибута класса можно ввести поясняющий текст: «Устройство чтения карточки считывает значение этого атрибута с кредитной карточки клиента» и нажать кнопку Apply или OK, чтобы сохранить результаты редактирования этих свойств атрибута. Соответствующее окно спецификации свойств атрибута идентификатор карточки после редактирования его общих свойств будет иметь следующий вид (рис. 5.2).


Рис. 5.2.  Диалоговое окно спецификации свойств атрибута идентификатор карточки после его редактирования

Для отдельного атрибута можно также определить дополнительные свойства, доступные для редактирования на вкладке Detail (Подробно) диалогового окна спецификации свойств выбранного атрибута (рис. 5.3).


Рис. 5.3.  Диалоговое окно спецификации свойств атрибута идентификатор карточки, открытое на вкладке Detail (Подробно)

На вкладке Detail в группе выбора Containment (Локализация) можно специфицировать условия хранения атрибута у объектов выбранного класса. Для выбора могут быть использованы следующие свойства:

  • By value (По значению) - свойство по умолчанию, которое означает, что значения атрибута хранятся в пределах адресного пространства, выделенного для объекта данного класса.

    Содержание раздела